Суббота, 17.11.2018, 15:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ГБДОУ детский сад №34 Пушкинского района СПб.

Страница старшего воспитателя О. М. Гаврилюк

Методические рекомендации  педагогам и полезные советы родителям

 

Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе

Изучение и сопоставление различных дошкольных образовательных программ, результатов анкетирования и опроса дали возможность определить варианты взаимодействия педагогов детского сада с родителями по вопросам приобретения, использования игр и игрушек в условиях семьи. Еще в прошлом веке «Азбука семейной жизни предупреждала молодых родителей о том, что ребенок, который не доиграл в детстве, будет неважным учеником в школе, нетворческой личностью, будет испытывать трудности в налаживании контактов, сотрудничестве с другими людьми. Поэтому в первую очередь родителям следует знать, что такое школьная зрелость.

Существует три основных направления, по которым определяется степень готовности ребенка к школе:

  1. Психологическое направление:

    Общее физическое развитие

    Характеристика движений

    Степень моторики рук

    Произвольная регуляция действий

    Уровень работоспособности и степень утомляемости.

  2. Интеллектуальное направление:

    Уровень знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей действительности

    Степень развития мыслительных операций

    Развитие отдельных познавательных психических процессов.

  3. Личностная готовность ребенка:

    Наличие нравственных категорий

    Применение волевых усилий

    Сформированность навыков совместной деятельности  (навыки общения с детьми и взрослыми)

    Умение слушать другого человека

    Уровень самооценки дошкольника.

     

    Готовя ребенка к школе, родители должны учитывать психолого- педагогическую ценность игр и игрушек для этой цели, заботясь о том, чтобы дома было место для игры и хранения игрушек, - это поможет приучить ребенка к бережливости и аккуратности. При этом необходимо наблюдать за играми дошкольника, обращая внимание на то, кого он изображает, разнообразны ли сюжеты игр или изо дня в день повторяется одно и  то же, умеет ли ребенок придумывать новые интересные сюжеты, выполняет ли правила игры.

    Именно в процессе игры происходит формирование личностной готовности дошкольника к обучению. Разнообразное содержание развивающих игр (сюжетно- ролевых или дидактических) позволяет родителям в домашних условиях реализовать интеллектуальное направление ребенка по подготовке к школе.

    На основе действующих программ по дошкольному образованию рассмотрим  некоторые требования к знаниям и умениям выпускника детского сада и примерную тематическую направленность игр и игрушек, которые помогают сформировать у будущего первоклассника представление об окружающем мире.

     

№ п\п

Знания и умения ребенка, которыми он должен владеть перед поступлением в школу

Тематическая направленность игр

1

2

3

1

Ребенок должен знать:

  • Свое имя, отчество, фамилию, возраст;
  • Имена, отчества, фамилии родителей;
  • Всех членов семьи.

 

Настольные игры, пособия, пазлы, лото ( в т.ч. звуковые)викторины, наборы фотографий, карты и т.д. из различных материалов на темы: «Семья» , «Моя квартира» , «История города»

Конструкторы и строительные наборы на темы: «Дом» , «Деревенская избушка» , «Фермер» , «Храм» и др.

2

  • Название города, в котором живет;
  • Свой домашний адрес;
  • Основные достопримечательности родного города

3

Ребенок должен быть знаком с основами безопасности жизнедеятельности

Игры на изучение основ безопасности жизнедеятельности (наборы дорожных знаков, лото, домино, конструкторы) : «Улица» . «Опасные ситуации» ,»Опасно- безопсно» , «Дорожные знаки» , «Правила дорожного движения» , «Азбука пешехода» , «Дорога» , «Светофор» , «Горящий дом» и др.

4

Различать виды транспорта

Лото, домино, конструкторы, наглядно- дидактические пособия, рамки- вкладыши по видам транспорта (автомобильный, водный, железнодорожный и др.) , игрушечные машины, в т.ч. специальные (пожарная, скорая помощь, трейлер, самосвал, кран, цистерна, ракетовоз и др.)

5

Иметь представления о различных профессиях

Лото, домино, конструкторы, наглядно- дидактические пособия, настольно- печатные и развивающие игры на темы: «Профессия» . «спасатели» , Парикмахерская» . «Пожарная станция» , «Супермаркет» , «Мини- магазин» . «Мастерская» и т.д.

6

Правильно называть:

  • месяцы года
  • последовательность времен года
  • знать основные приметы, стихи, загадки и пословицы о временах года.

Лото, домино, конструкторы, наглядно- дидактические пособия, настольно- печатные и развивающие игры, например, «Времена года», «Многоцветный круг» , «Сказочный круг» , «Календарь погоды» и др.

7

Помнить названия и порядок дней недели

Лото, домино, конструкторы, наглядно- дидактические пособия, настольно- печатные и развивающие игры, например, «все о временах года», «Я учу дни недели» . «Веселый распорядок дня» и т.д.

8

Различать домашних и диких животных, обитающих в России, жарких северных стран; знать их повадки и отличия, называть детенышей; иметь представления о зимующих и перелетных птицах

Игрушки , изображающие животных и их детенышей, Лото, домино, конструкторы, наглядно- дидактические пособия, настольно- печатные и развивающие игры, например, «Семья жеребенка (ягненка и т.д.)»»Кто чья мама», «Дикие (домашние) животные», Животные Севера», «Зоологическое лото», «Загадки о животных», «Земля и ее обитатели» . «В мире животных» . 2»Кто где живет» и др.

9

Знать и различать овощи, фрукты. Ягоды, продукты питания

Лото, домино, кубики, конструкторы, наглядно- дидактические пособия, настольно- печатные и развивающие игры, мозаики («Корзинки с фруктами или овощами» , «Фрукты» , «Овощи» , «Ягоды лесные» , «Ягоды садовые» , «Где растет?», «Аскорбинка и ее друзья» , «Пирамида здоровья»)

10

Уметь:

  • Рассказывать русские народные сказки
  • Последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ
  • Составлять рассказ по картине.

Настольно- печатные и развивающие игры, мозаики , кукольный театр и т.д. например «Расскажи сказку», «Герои русских сказок», «Сказки о животных», «Играем в театр», «Опорные картинки для пересказа», «Короткие истории», «Истории в картинках», «Развиваем речь» и т.д.

11

Ребенок должен:

  • Различать гласные и согласные звуки
  • Определять количество и последовательность звуков в словах
  • Делить слова на слоги.

Настольно- печатные и развивающие игры, наглядно- тематические пособия, игры в слова, например «Заселяем домики», «Звуки», «Веселые звуки», «Речевая тропинка», «Делим слова на слоги», «Прочитай по первой букве» и др.

12

Различать и правильно называть геометрические фигуры:

  • Круг
  • Квадрат
  • Треугольник
  • Прямоугольник
  • Овал.

Дидактические наборы, настольно- печатные игры, лото, конструкторы, развивающие и логические игры («Форма! , «Геометрические фигуры» , «Цветная геометрика» , «Геометрические формы» и др.)

13

Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги ( право, лево, верх, низ)

Дидактические игры «Не ошибись» , «найди по описанию» и т.д.

14

Считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10

Развивающие и логические игры «Математика 1, 2,3», «Математические весы», «Счетные кубики» , «Веселый счет» , «Юный математик», «Первый счет», «Счетные палочки» . «»Палочки Кюизенера», «Логика и цифры», «Набор цифр и знаков», «Умное домино» и.т.д.

15

Владеть ножницами и карандашом, уметь резать бумагу на полдоски, вырезать по контуру предметы и знакомые геометрические фигуры, людей, проводить вертикальные и горизонтальные линии, штриховать изображения предметов, не выходя за контуры.

Развивающие и логические игры,  дидактические пособия из различных материалов («Геометрическая мозаика, «Моторика 1, 2, 3» , «Трафареты» , 2Умные клеточки» и др.)

16

Развивать память, внимание, мышление

Логические игры и дидактические пособия на разных материалах («Смотри, играй, запоминай» , «Морской бой» и др. )