Страница старшего воспитателя О. М. Гаврилюк
Родителям (законным представителям) о новой Программе воспитания в ДОУ в соответствии с принятым Федеральным законом от 31.07.2020 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Методические рекомендации педагогам и полезные советы родителям
«Учимся общаться с ребенком правильно»
ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА БЕЗУСЛОВНО!
(главное правило)
Правило №1.
Не нужно вмешиваться в дело, которым занят ребенок, только если он сам не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься сам!»
Правило №2.
Если ребенку действительно нелегко, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему, даже если вам придется пожертвовать своим временем. Важно: на себя возьмите только то, что он не может выполнить сам, а остальное предоставьте делать ему самостоятельно! По мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте их ему.
Правило №3
Постепенно и неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему! Доверяйте своему ребенку!
Правило №4.
Не нужно следить за каждым движением вашего ребенка. Позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или - своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, уметь прогнозировать последствия и становиться «сознательным»!
Правило №5
Если у ребенка эмоциональная проблема, будет правильно его «активно» выслушать! Это как раз тот момент, когда нельзя сказать «Мне бы твои проблемы!».
Правило №6.
Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, просто сообщите ему об этом в форме «Я - высказывания»: «мне неприятно, когда…», «я чувствую себя обиженной, если…», «мне так грустно, когда…» и т.д.
Правило №7
Удаляйте из своего общения с ребенком привычные или автоматические реакции: приказы, команды; предупреждения, угрозы; мораль, нравоучения и др.! Общение должно быть конструктивным.
Правило №8.
Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке! Ребенок должен справляться со своими поручениями и заданиями, пусть и с приложением некоторых усилий.
Правило №9.
В жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). Но их не должно быть слишком много, Было бы очень хорошо, что бы они были гибкими; - родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой; - тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным!
Правило 10
Правила и последствия должны формулироваться одновременно!
Правило 11.
В случае нарушения правил следует применять санкции, а не наказание! Санкции следуют за проступком незамедлительно. И всегда и везде родители озвучивают то, что им неприятно применять те или иные санкции, но ребенок должен понимать, за что они последовали.
ТЕРПЕНИЯ ВАМ И ЛЮБВИ!
Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе
Изучение и сопоставление различных дошкольных образовательных программ, результатов анкетирования и опроса дали возможность определить варианты взаимодействия педагогов детского сада с родителями по вопросам приобретения, использования игр и игрушек в условиях семьи. Еще в прошлом веке «Азбука семейной жизни предупреждала молодых родителей о том, что ребенок, который не доиграл в детстве, будет неважным учеником в школе, нетворческой личностью, будет испытывать трудности в налаживании контактов, сотрудничестве с другими людьми. Поэтому в первую очередь родителям следует знать, что такое школьная зрелость.
Существует три основных направления, по которым определяется степень готовности ребенка к школе:
-
Психологическое направление:
Общее физическое развитие
Характеристика движений
Степень моторики рук
Произвольная регуляция действий
Уровень работоспособности и степень утомляемости.
-
Интеллектуальное направление:
Уровень знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей действительности
Степень развития мыслительных операций
Развитие отдельных познавательных психических процессов.
-
Личностная готовность ребенка:
Наличие нравственных категорий
Применение волевых усилий
Сформированность навыков совместной деятельности (навыки общения с детьми и взрослыми)
Умение слушать другого человека
Уровень самооценки дошкольника.
Готовя ребенка к школе, родители должны учитывать психолого- педагогическую ценность игр и игрушек для этой цели, заботясь о том, чтобы дома было место для игры и хранения игрушек, - это поможет приучить ребенка к бережливости и аккуратности. При этом необходимо наблюдать за играми дошкольника, обращая внимание на то, кого он изображает, разнообразны ли сюжеты игр или изо дня в день повторяется одно и то же, умеет ли ребенок придумывать новые интересные сюжеты, выполняет ли правила игры.
Именно в процессе игры происходит формирование личностной готовности дошкольника к обучению. Разнообразное содержание развивающих игр (сюжетно- ролевых или дидактических) позволяет родителям в домашних условиях реализовать интеллектуальное направление ребенка по подготовке к школе.
На основе действующих программ по дошкольному образованию рассмотрим некоторые требования к знаниям и умениям выпускника детского сада и примерную тематическую направленность игр и игрушек, которые помогают сформировать у будущего первоклассника представление об окружающем мире.
№ п\п |
Знания и умения ребенка, которыми он должен владеть перед поступлением в школу |
Тематическая направленность игр |
1 |
2 |
3 |
1 |
Ребенок должен знать:
|
Настольные игры, пособия, пазлы, лото ( в т.ч. звуковые)викторины, наборы фотографий, карты и т.д. из различных материалов на темы: «Семья» , «Моя квартира» , «История города» Конструкторы и строительные наборы на темы: «Дом» , «Деревенская избушка» , «Фермер» , «Храм» и др. |
2 |
|
|
3 |
Ребенок должен быть знаком с основами безопасности жизнедеятельности |
Игры на изучение основ безопасности жизнедеятельности (наборы дорожных знаков, лото, домино, конструкторы) : «Улица» . «Опасные ситуации» ,»Опасно- безопсно» , «Дорожные знаки» , «Правила дорожного движения» , «Азбука пешехода» , «Дорога» , «Светофор» , «Горящий дом» и др. |
4 |
Различать виды транспорта |
Лото, домино, конструкторы, наглядно- дидактические пособия, рамки- вкладыши по видам транспорта (автомобильный, водный, железнодорожный и др.) , игрушечные машины, в т.ч. специальные (пожарная, скорая помощь, трейлер, самосвал, кран, цистерна, ракетовоз и др.) |
5 |
Иметь представления о различных профессиях |
Лото, домино, конструкторы, наглядно- дидактические пособия, настольно- печатные и развивающие игры на темы: «Профессия» . «спасатели» , Парикмахерская» . «Пожарная станция» , «Супермаркет» , «Мини- магазин» . «Мастерская» и т.д. |
6 |
Правильно называть:
|
Лото, домино, конструкторы, наглядно- дидактические пособия, настольно- печатные и развивающие игры, например, «Времена года», «Многоцветный круг» , «Сказочный круг» , «Календарь погоды» и др. |
7 |
Помнить названия и порядок дней недели |
Лото, домино, конструкторы, наглядно- дидактические пособия, настольно- печатные и развивающие игры, например, «все о временах года», «Я учу дни недели» . «Веселый распорядок дня» и т.д. |
8 |
Различать домашних и диких животных, обитающих в России, жарких северных стран; знать их повадки и отличия, называть детенышей; иметь представления о зимующих и перелетных птицах |
Игрушки , изображающие животных и их детенышей, Лото, домино, конструкторы, наглядно- дидактические пособия, настольно- печатные и развивающие игры, например, «Семья жеребенка (ягненка и т.д.)»»Кто чья мама», «Дикие (домашние) животные», Животные Севера», «Зоологическое лото», «Загадки о животных», «Земля и ее обитатели» . «В мире животных» . 2»Кто где живет» и др. |
9 |
Знать и различать овощи, фрукты. Ягоды, продукты питания |
Лото, домино, кубики, конструкторы, наглядно- дидактические пособия, настольно- печатные и развивающие игры, мозаики («Корзинки с фруктами или овощами» , «Фрукты» , «Овощи» , «Ягоды лесные» , «Ягоды садовые» , «Где растет?», «Аскорбинка и ее друзья» , «Пирамида здоровья») |
10 |
Уметь:
|
Настольно- печатные и развивающие игры, мозаики , кукольный театр и т.д. например «Расскажи сказку», «Герои русских сказок», «Сказки о животных», «Играем в театр», «Опорные картинки для пересказа», «Короткие истории», «Истории в картинках», «Развиваем речь» и т.д. |
11 |
Ребенок должен:
|
Настольно- печатные и развивающие игры, наглядно- тематические пособия, игры в слова, например «Заселяем домики», «Звуки», «Веселые звуки», «Речевая тропинка», «Делим слова на слоги», «Прочитай по первой букве» и др. |
12 |
Различать и правильно называть геометрические фигуры:
|
Дидактические наборы, настольно- печатные игры, лото, конструкторы, развивающие и логические игры («Форма! , «Геометрические фигуры» , «Цветная геометрика» , «Геометрические формы» и др.) |
13 |
Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги ( право, лево, верх, низ) |
Дидактические игры «Не ошибись» , «найди по описанию» и т.д. |
14 |
Считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10 |
Развивающие и логические игры «Математика 1, 2,3», «Математические весы», «Счетные кубики» , «Веселый счет» , «Юный математик», «Первый счет», «Счетные палочки» . «»Палочки Кюизенера», «Логика и цифры», «Набор цифр и знаков», «Умное домино» и.т.д. |
15 |
Владеть ножницами и карандашом, уметь резать бумагу на полдоски, вырезать по контуру предметы и знакомые геометрические фигуры, людей, проводить вертикальные и горизонтальные линии, штриховать изображения предметов, не выходя за контуры. |
Развивающие и логические игры, дидактические пособия из различных материалов («Геометрическая мозаика, «Моторика 1, 2, 3» , «Трафареты» , 2Умные клеточки» и др.) |
16 |
Развивать память, внимание, мышление |
Логические игры и дидактические пособия на разных материалах («Смотри, играй, запоминай» , «Морской бой» и др. ) |